Обычная версия

Советы родителям

Отделение психологического и социально-педагогического сопровождения

Рекомендации психолога родителям подростка

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который «диктует» специфические парадоксы подростковой психики: 

  • Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, но при этом, не зная, что с ней делать; хочет выразить себя, но не знает как;
  • Подросток стремиться иметь своё лицо, выделиться из «толпы», но делает это при полной слитности со своим окружением, стараясь быть как все в компании, в классе;
  • Интересно сразу всё и ничего;
  • Хочется всего сразу, и, если позже, то тогда, зачем всё это;
  • При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в самом себе.

Помня об этих парадоксах, родителю во взаимодействии с подростком целесообразно соблюдать следующие правила:              

  1. Правила, ограничения, запреты, требования обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
  2. Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками.
  4. Правила, огорчения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  5. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Как общаться родителям со своими детьми 

  • Общайтесь с ребенком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности.
  • Полезно обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.
  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником.
  • Помогайте ребенку в сложных ситуациях. Не требуйте от ребенка того, что он еще не умеет. Оказывайте ему всяческую эмоциональную поддержку.
  • Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко. Необходимо стараться говорить отчетливо и неторопливо. Лаконичные и короткие инструкции будет доступны и понятны.
  • Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Ежедневно интересуйтесь учебной жизнью ребенка, делитесь своим опытом.
  • Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения.
  • Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества других детей, их родителей, учителей.
  • Если у ребенка ничего не получается, без поддержки со стороны родителей и педагогов в скором времени он может перестать стараться. Очень важно создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
  • Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство. Но не ребенка в целом, а его отдельными действиями.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми в конфликтных ситуациях

  • Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.
  • Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.
  • Будьте последовательны в своих действиях.
  • Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием.
  • Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.
  • Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.
  • Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.
  • Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.
  • Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.

Родитель – пример для ребёнка

Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребёнка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребёнка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребёнок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребёнок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.

Недаром говорят, что родители – это пример для детей. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребёнок получает ту базу ценностей, которая и остаётся с ним до конца жизни.

Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребёнка. Здесь очень важно, чтобы ребёнок не пошёл по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребёнку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.
Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребёнку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребёнок чувствует настоящую любовь родителей, он растёт не закомплексованным. Родительская любовь – это фундамент, на котором и строится характер ребёнка, его личность. Если её нет, это ведёт к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребёнок вырастет с твёрдым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие тёплые отношения.

Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребёнком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребёнок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребёнку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Это отнюдь не та забота, о которой идёт речь, а просто «отмахивание» от родительских обязанностей, выраженное материально. 

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок стал достойной личностью, обратите внимание, прежде всего на себя и своё отношение к жизни. Именно родители являются примером для детей. Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – всё это ребёнок видит в первую очередь дома. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок уважал Вас и считался с Вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребёнок может со временем ступить на ту же тропу.